Полоса / Band

Фактический и теоретический вес полосы стальной

Основное предложение стальной полосы на рынке металлопроката - горячекатаный полосовой прокат общего назначения, сортамент которого регламентируется ГОСТ 103-2006. Если для других видов стальной полосы основными параметрами, приводимыми в стандартах являются точность прокатки (для полос из инструментальных сталей) и характеристики жесткости – момент инерции и момент сопротивления (для рессорных полос), то для полосы общего назначения таким параметром является масса погонного метра.

Вес полосы, представленный в основной таблице №1 ГОСТ 103-2006 является справочной величиной, предназначенной для ориентировочных расчетов массы проката известной длины или, наоборот, примерной длины полосы с какой-либо массой. Вес погонного метра рассчитывается для номинальных значений сечения без учета точности прокатки и для плотности стали, равной 7,85 г/см3.

Фактический вес полосы стальной – влияние точности прокатки

Для реального стального горячекатаного проката без калибровки после прокатки номинальные значения ширины и толщины практически не реализуемы. Прокатное оборудование обеспечивает точность прокатки внутри допустимых отклонений, причем чем крупнее сортамент, тем больше величина этих отклонений.

Уровень предельных отклонений определяется требованиями стандарта и для сечения полосы может соответствовать повышенной (Б) и обычной точности прокатки (В). Например, для полосы малого сортамента от 10 до 60 мм шириной и до 6 мм толщиной точность прокатки допускается: +0,3…-0,9 мм по ширине и +0,2…-0,3 мм по толщине для точности Б и, соответственно, +0,5…-1,0 мм и +0,3…-0,5 мм – для точности В. Для полос шириной 95-105 мм эти допуски существенно возрастают, в частности, для точности Б допустимые отклонения по ширине составляют +0,7…-1,8 мм и толщине +0,2…-0,6 мм для типовых толщин до 20 мм.

Отклонения от номинального сечения могут существенно повлиять на фактическую массу погонного метра полосы. Простой расчет показывает, что отклонение может достигать 10-15%.

Поэтому для больших объемов закупок можно достичь существенного увеличения длины приобретаемой полосы при одной и той же массе.

Расчет длины стальной полосы в зависимости от фактического веса

Рассчитать длину, м можно по формуле:

Lф = (Мобщ / (a * b * ρ) * 1000,

где:

  • Мобщ – масса приобретаемого проката, т;
  • а – фактическая толщина полосы, м;
  • b – фактическая ширина полосы, м;
  • ρ – плотность стали, кг/м3;

Рассчитаем длину одной тонны полосы 50х4 мм с максимальными минусовыми допусками: толщина = 3,5 мм (0,0035 м), ширина = 49 мм (0,049 м), расчетная плотность стали – 7850 кг/м3.

Получаем:

Lф = (1 / (0,0035 * 0,049 * 7850) * 1000 = 666,61 м.

Для сравнения, если эту же тонну полосы покупать из расчета номинальных размеров сечения, то ее длина составит

Lн = (1 / (0,004 * 0,050 * 7850) * 1000= 636,94 м.

То есть увеличение длины составляет почти 30 м на одну тонну полосы.

Вес полосы оцинкованной

Покрытие цинком полосы может осуществляться двумя способами: «горячим», при котором прокат погружается в расплавленный цинк, и гальваническим, при котором цинк осаждается на поверхность из электролита в результате электрохимического процесса. В зависимости от технологии и ее параметров количество цинка на поверхности достигает значений 600 г/м2. Несмотря на то, что цинк относится к легким металлам, он приводит к утяжелению полосы.

Стандарты, регулирующие сортамент полосового проката, не вводят поправку для массы погонного метра оцинкованной полосы. Однако, если проанализировать стандарты для других видов оцинкованного металлопроката, например, ГОСТ 3262-75 для труб ВГП, то из них следует, что горячее цинкование увеличивает номинальную массу на 3%. Так как технология горячего цинкования для металлоизделий примерно одинакова, то и полоса в результате цинкования должна прибавить в массе примерно 3%.

Гальваническое цинкование формирует более тонкие слои, чем горячее. Но и в этом случае, зная заявленную толщину слоя и плотность цинка, можно достаточно точно рассчитать утяжеление оцинкованной полосы.


Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*